Зарубиться всерьёз
Японцы славятся производством великолепных клинков: от легендарных самурайских мечей до поварских ножей. Изготовление иного инструмента, достаточно качественного и функционального, довольно долго находилось в тени славы мастеров клинка. Однако последние десятилетия открыли миру и великолепные японские пилы, и удивительные стамески, и замечательные рубанки. Не стали исключением и рубящие инструменты – топоры и топорики.
НА ЯПОНСКИХ ЛЕСОЗАГОТОВКАХ.
Главная особенность традиционных японских топоров заключается в их ориентированности на потребности заготовителей и обработчиков древесины. История про рубленный одним топором дом для Японии совершенно не характерна. Если российский плотник, при необходимости, мог вполне обойтись в работе одним топором, то его японский коллега мог не иметь топора вообще.
Приемы работы по дереву традиционным японским инструментом.
Практической причиной отказа от использования топоров для плотницких работ, скорее всего, послужил острый дефицит лесных ресурсов. На территории Японии, конечно, были и места, богатые лесом. Там и зафиксированы в небольшом количестве разновидности плотницких топоров. На остальной территории лес экономили, поэтому основную часть плотницких работ выполняли весьма рачительно и экономно: пилами, стамесками и стругами. Топорам же отводилась достаточно грубая работа: валка деревьев, удаление сучьев, снятие коры, роспуск бревен на доски и тесание плоскостей на очищенном кругляке.
Предназначенная для решения этих задач группа национальных топоров с проушинами, в которые вставлялись топорища, носит обобщенное название «оно», - с ударением на первую букву. Топоры использовались преимущественно двух видов: узкие со слегка закругленной в сторону рукояти лопастью валочные разновидности и бородовидные потесы с широкой, резко сужающейся к проушине лопастью, известной как «борода». Проушины преимущественно прямоугольной формы, иногда со скругленными углами. Топорища прямые, достаточно узкие для европейского хвата, материал - дуб (на коротких моделях) или клен (на длинных). Реже попадается ясень и диморфант.
Различные варианты классических японских топоров-потесов «оно» по версии музея плотницкого искусства Такенака.
Особенность топоров «оно» - специфические линии, наносимые на лопасть головы топора. Некоторые специалисты объясняют сей декор влиянием синтоизма с его анимистическими традициями, наделявшими духовными сущностями деревья, ручьи и даже камни. Поскольку рубка дерева носила в определенном смысле характер его умерщвления, сопроводить это мрачное действо требовалось определенным ритуалом, с вознесением молитвам и орошением грунта сакэ. В особо сложных случаях дело доходило до приглашения священника к месту вырубки с молебнами «за упокой» растения. Полосы и иные знаки, наносимые на лопасти японских топоров, обычно связываются с этими ритуалами. Проще говоря, этим знакам приписывались свойства оберегов, призванных защитить лесоруба от мести разгневанного духа вырубленной рощи или срубленного векового дуба.
Японцы медленно и печально рубят дерево сообразно многовековым традициям.
Особые знаки, первоначально наносимые на лопасть в религиозно-оккультных целях, сегодня стали неотъемлемой традицией в оформлении топоров «оно».
В японском быту широко применялись и иные рубящие инструменты, связанные с раскалыванием дров, очисткой территории от подлеска, заготовкой щепы на растопку, строганием, рубкой всевозможной травянистой растительности типа бамбука. Их можно упрощенно охарактеризовать как укороченные версии тяжелого мачете. Подобный инструмент широко применялся и в России. Он известен под названиями чапель, щепель или косарь: большой и тяжелый нож для крестьянских хозяйственных работ. В Японии он получил обобщенное название «ната», с ударением уже на втором слоге.
Особенностью «ната» является метод крепления рукояти. У «ната» рукоять надевалась на широкий хвостовик через фрезерованный паз на глубину 50 – 70 мм, после чего сопряжение дополнительно упрочнялось кольцом-оковкой и парой заклепок. В прежние времена хвостовик делался несколько уже рукояти, а паз закрывался сверху и снизу специальными деревянными вкладышами. Сегодня такой прием сохранился только на штучной авторской работе таких мастеров, как Такеси Садзи. Подписывать «ната» ранее было принято на хвостовике, как и у японских мечей.
Клинок у «ната» прямоугольный, иногда наклонен в сторону рукояти. Спуски формируются либо симметрично, либо с одной стороны, как правило, справа, для правшей. Левши заказывают себе топорик штучно. Иногда с левой стороны выполнялся кованый дол. «Ната» с противоположной от рукояти стороны может иметь выборки или выступы различных форм и размеров. Их основное назначение защищать режущую кромку от попадания по камням или зацеплять ветки для удобного захвата рукой перед рубкой.
Разновидности топориков-«ната» современной работы.
Из этого правила есть и исключения, но, в целом, им вполне можно руководствоваться. Частные же определения отдельных разновидностей «оно» и «ната» являют собой весьма затейливые вариации местечкового сленга и исторических локальных традиций деревообработки, разобраться с которым досконально по плечу только неплохому японскому лингвисту.
Базовые разновидности топоров: валочный (снизу) и два бородовидных потеса (сверху) из собрания музея г.Мики.
В.В.Мещеряков о традиционных японских топорах: виды, разновидности, способы насадки.
В шагнувшей из феодализма сразу в индустриальную эру Японии антикварный ручной инструмент заготовителей леса ныне является дорогостоящим предметом коллекционирования. Крупные производства Страны восходящего солнца производили в ХХ веке и доступные по цене топоры для массового рынка. Однако, ориентированность такого рода продукции на экспорт и необходимость максимально снизить себестоимость приносила свои неизбежные плоды: модели хотя и достаточно функциональны, но оригинальностью не блистали. «Второе дыхание» производство топоров и топориков по национальным лекалам обрело уже в последней четверти ХХ века под влиянием спроса на оригинальный японский инструмент.
РУБИТЬ ПО-НОВОМУ.
Современные авторские топоры «оно» во многом унаследовали характерные черты своих исторических прототипов. Но с одним исключением: как правило, такие модели выполняются небольшого размера, под задачи любителей аутдора и жителей сельской местности. В остальном каноны точно соблюдены. Клинок выполняется по технике «варикоми», когда лопасть состоит из вязкой стали, к которой со стороны лезвия приварена полоса высокоуглеродистой стали. Этот прием позволяет обеспечить прочность голове топора и хорошие рубящие свойства его лезвийной части. Также встречается и зонная закалка, когда режущая часть лопасти закаливается выше, чем прочие детали головы: лопасть, проушина и обух.
Способ заточки – линзовидный. На большинстве топоров спуски достаточно толстые, что объясняется преимущественным использованием для колки дров и тесания. Разновидности для валки деревьев, универсальные топорики на европейский манер и топоры для мяса имеют более деликатное сведение. Вес варьируется от 420 граммов для легких походных версий до трехкилограммовых колунов для развалки пней и кряжей. Базовые разновидности японских серийных «оно» современной работы представлены на рисунке.
Наиболее распространенные версии современных серийных японских топоров.
Особенностью топоров «оно» является специфическая система фиксации головы топора на прямоугольном топорище. Для этого используется специальный продольный клин, который забивается между передней стенкой проушины и топорищем, либо в топорище. Он может выполняться из твердой древесины или стали. Клинья до конца не забиваются: топорище выбирается под задачу и должно обеспечивать возможность быстрой замены.
Голова на топорище фиксируется поперечным клином, - деревянным или металлическим. Клин не вклеивается и до конца не забивается, что обусловлено необходимостью заменять топорище более коротким или длинным, в зависимости от стоящих задач. Задняя часть может дополнительно фиксироваться Г-образной скобой, которая фиксируется на обухе шурупом-саморезом.
Производство современных авторских топоров «оно».
Топорик «оно» отличный инструмент заготовки топлива, для колки чураков на поленья. Прямое топорище обеспечивает простоту и удобство в работе, а также позволяет уверенно контролировать направление и силу удара. Достаточно сказать, что одним из его применений является производство дранки, - одинаковых по размеру деревянных пластин, используемых в качестве традиционного материала для кровельных работ, своего рода «деревянной черепицы». В отличие от западных топоров с изогнутыми топорищами, рукоять «оно» проста. Это позволяет быстро выполнить замену топорища в полевых условиях в случае поломки, а также оперативно заменить топорище более удобным для конкретной работы. В отдельных случаях, достаточно просто взять ветку и быстро подогнать ее конец под простую прямоугольную форму проушины. И «оно» снова в работе!
Компактный универсальный топор «оно» модель190187 серии «Хочохисо Хирофуми» от японской компании Asaka с головой из стали s45c с зонной закалкой. Материал топорища - дуб.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ НОЖ-ТЕСАК.
Под топориком «ната» понимается широкий нож для работы в лесу. Такие инструменты делятся на две большие группы: для задач охотников и для работы по расчистке зарослей. «Ната» для охотника имеет выраженное острие, прямой клинок и симметричные спуски от середины клинка. «Ната» для работы с растительностью имеет клинок прямоугольной формы, иногда, расширяющийся от рукояти, который может быть слегка наклонен вперед, по направлению рубки.
Охотничий нож Такеси Садзи «Кейрю сакура». Следы заклепок и паза под хвостовик тщательно заделаны и покрыты лаком.
Современное производство топориков «ната».
Производство редкой разновидности топорика «ната» с проушиной.
Традиционные тесаки «ната» от фирмы Asaka для выполнения хозяйственных работ.
«Ната» это своего рода нож-тесак для тяжелых работ, который совмещает достоинства удобного ножа и небольшого топорика. Вес небольшой, от 350 до 600 граммов, что позволяет носить его либо на поясе в идущих в комплекте ножнах, либо переносить в рюкзаке. Ножны в виде деревянного футляра обеспечат защиту от острого клинка. Этот инструмент удачно совмещает остроту ножа и мощь рубящего инструмента. Наряду с классическими версиями с рукоятями из древесины, в продаже представлены модели с прочными пластмассовыми рукоятями и ножнами.
Техника работы топориком «ната» современного дизайна.
Модель Hirofumi серии Ho Nagahisa от японской фирмы Асака Индастриал это компактный, надежный и легкий (всего 320 граммов) инструмент для работы на кухне и в поле. Прекрасно справляется дюжиной различных задач, в том числе с разделкой полутуш и четвертей, расчисткой зарослей, оборудованием стоянок, рубкой разросшегося вблизи вашего садового участка подлеска.
Правила использования. Для рубки твердой древесины применяйте киянку или колотушку, это позволит наносить точные и сильные удары. Не рубите стволы и ветки перпендикулярно, наносите удары под небольшим углом. При работе используйте нескользящие перчатки. Менять направление удара крест-накрест, как на топоре, необязательно: острый клинок справится с древесиной даже при рубке в одном направлении, главное – точность ударов. Поскольку клинки выполняются из углеродистой стали обеспечьте «ната» уход и обслуживание: не оставляйте под дождем, очищайте после использования и наносите слой смазки при хранении.
Тоджиро добавил высококачественные топорики одного из старейших японских производителей Asaka Industrial в свою линейку ручных японских инструментов, чтобы предоставить нашим клиентам широкий выбор надежных вариантов решения разноплановых задач для садоводства и отдыха на открытом воздухе. Высококачественный ручной инструмент из Японии можно купить на сайте Тоджиро с доставкой по всей России.