Битва драконов
Мировой рынок поварских ножей крайне разнообразен. На нем можно найти нож под любую задачу в крайне широком ценовом диапазоне. Производители всего мира борются всеми имеющимися в их распоряжении средствами за симпатии и кошелек покупателя. Какова сегодня расстановка сил в международном ножевом «табеле о рангах»?
СТАДИОН ДЛЯ ВЫСШЕЙ ЛИГИ.
Арбитру, который бы взялся проводить «международные соревнования» производителей ножей, пришлось бы непросто. Что оценивать, качество или количество? Богатство производственных традиций или оснащенность предприятий отрасли современным оборудованием? Доходы или репутацию?
Спортивные судьи измеряют результаты первенств секундомером и рулеткой. Есть такой инструмент и у тех, кто следит за соперничеством производителей поварских ножей. В качестве мерила берется доля рынка США, которую удерживает та или иная страна-импортер поварских ножей.
Рынок США берется за эталон в силу целого ряда причин. Это одна из богатейших стран мира с достаточно высоким доходом на душу населения. Такие понятия как «дефицит» или «импортозамещение» в части ножей американцам не знакомы. Чистота эксперимента гарантируется отсутствием собственного крупносерийного производства поварских ножей, которое в США приказало долго жить еще в 1960-х. Несколько небольших американских фирм и полтора десятка частников, сохранившихся после массового вывода из США этой отрасли за рубеж, никакой погоды не делают, а доля занимаемого ими внутреннего рынка колеблется в пределах статистической погрешности. США представляет собой уникальный «стадион», на котором соревнуются национальные производители из иных стран практически без участия «хозяев». Тут и определяют победителей в национальном зачете.
Доля американского рынка поварских ножей по годам и импортерам из различных стран, по данным Томоо Марукава, Токийский университет.
Передел рынка США наметился в 1970-х. Именно в те годы американский рынок бюджетных поварских ножей, на котором ранее доминировали производители из Японии, подвергся массированным интервенциям со стороны молодых производств из Швейцарии, Тайваня и Южной Кореи. Эти страны серьезно потеснили Японию на пьедестале, где она уверенно занимали лидирующие позиции почти два десятка лет.
Надо отметить, что японские ножи эры 1960-х - 1970-х более всего напоминали китайскую продукцию, которая массово появилась в России в бурные 1990-е. Китай в точности скопировал японскую экспансию на американский послевоенный рынок, задавив конкурентов разнообразием моделей и доступной ценой. Точнее всего такую продукцию характеризует определение «дешево и сердито». В России появление в 1990-х китайской ножевой продукции практически смело национальные производства, некогда преуспевавшие за «железным занавесом». Большая часть российских производителей к началу 2000-х разорилось. Лишь малая часть смогла выжить, переключившись на самую бюджетную продукцию или модели, которые китайцы не рассматривали как перспективные для производства. После чего в постперестроечной России продукция из Китая заполонила прилавки магазинов.
На международной арене наблюдалась иная картина. Японских, швейцарских и тайваньских производителей китайцы к началу 2000-х плавно выдавили в ниши престижной качественной продукции, предоставив возможность конкурировать между собой и Германией, стабильно удерживавшей свои 10%-15% американского рынка с премиальной «золингеновской» продукцией. С корейцами же вообще расправились беспощадно, полностью выгнав с наиболее привлекательных рынков, таких как североамериканский.
НАСЛЕДНИКИ САМУРАЕВ.
Китайские производители поварских ножей не поленились «зайти в гости» и к своим коллегам на японские острова, учинив в 1990-х конкурентам «ножевой» Перл-Харбор на их собственной территории. Японская ножевая отрасль уже в 1980-х столкнулась с огромными сложностями, связанными с ростом производственных затрат, отсутствием отраслевых инноваций, старением персонала и нежеланием японской молодежи «идти на заводы». Прагматичная японская молодежь предпочитала креативные профессии, на худой конец - менеджмент вместо тяжелого труда на устаревших морально и физически японских ножевых производствах.
Если японские предприятия по производству электроники и автомобилей конца ХХ века являли собой прорыв в будущее, то ножевая отрасль, строившаяся в массе на традиционном ремесленничестве с «лоскутной» автоматизацией, представляли собой архаику и производственное ретро, которое не спасали ни колоссальное трудолюбие, ни высокая ответственность японских производственников. Под давлением китайского ширпотреба многие японские фамильные предприятия по производству ножей в 1990-х были вынуждены либо закрыться, либо переориентироваться на иную продукцию. Некоторые же полностью сдались на милость победителей и перешли на иной формат бизнеса, продавая под собственными торговыми марками модели, произведенные в КНР.
Современные центры по производству поварских ножей, крупнейшими из которых является Цубаме-Саньё и Секи. Именно тут производится более 90% японских поварских ножей.
Устояли только две японские твердыни, которые сегодня производят более 90% ножей, поступающих на внутренний и международный рынок: в Цубаме-Саньё и Секи. Выжить им помогла модернизация производств, создание новых дизайнов и использование инновационных технологий. Но пришли они к этому решению совершенно разными путями.
Яркий и узнаваемый дизайн серии Saiun Damascus бренда Kanetsugu из города Секи. Великолепная заточка #10000 клинка в узорчатых обкладках, оригинальная рукоять из микарты. Повторить подобное качество японской продукции пока не способен ни один производитель в мире.
Город Секи исторически, со средних веков, был японской «ножевой столицей», вроде германского Золингена или британского Шеффилда. Не смотря на богатейшие ремесленные традиции, ряд производителей этого региона в конце ХХ века сделал ставку на инновации. И не прогадал. Крупнейшие из них это Сумикама Катлери (бренд Касуми), Секи Канецугу Хамоно (бренд Канецугу), КАИ Копрорейшн и другие, определяющие сегодня лицо качественных серийных поварских ножей из этого древнего производственного центра.
Нож поварской F-887 серии Тоджиро Про от производителя из Цубаме-Саньё, компании Фудзи Катлери. Непревзойденное качество заточенного до #8000 трехслойного клинка из стали VG10 в обкладках, с гигиеничной металлической рукоятью.
Другим путем пошли производителям из Цубаме-Саньё, которые изначально строили свое производство как массовое и современное. Начав в 1970-х с производства столовых приборов и прочей кухонной утвари, этот центр уже к концу 1990-х догнал и перегнал маститых коллеги из Секи и по уровню оснащения предприятий оборудованием, и по технологиям, и по инновациям. Именно тут впервые на японских островах появились клинки с узорчатыми обкладками, полые металлические рукояти и еще десяток инноваций, сделавших к концу ХХ века японский серийный нож эталоном стиля и примером передовых решений в области функционального дизайна. Крупнейшим и наиболее ярким представителем этого региона является фирма Фудзи Катлери (бренд Тоджиро).
НОВАЯ МИРОВАЯ ФАБРИКА НОЖЕЙ.
В чем нельзя упрекнуть китайских товарищей, так это в незнании уроков истории. Причем из них делаются достаточно правильные выводы. Так пока страны «золотого миллиарда» наперегонки выводили со своих территорий энергоемкие, «грязные» и трудозатратные производства, Китай широко открыл двери и для перемещаемых предприятий, и для инвестиций в их развитие. При этом китайцы не стремились в очередной раз изобрести велосипед, а умело использовали проверенные в работе финансовые и производственные инструменты. Одним из них стало контрактное производство оригинальной ножевой продукции для продажи любому желающему под его собственной торговой маркой. Этот способ известен как OEM (Original Equipment Manufacture).
Китайский нож с клинком из высокоуглеродистой стали в обкладках из узорчатой 67-слойной хром-никелевой стали с наименованием вашей фирмы? Это современная реальность передовых предприятий из Янцзяна.
Такой способ крайне привлекателен для национальных каналов продаж ножевой продукции. Он не требует ресурсов разработчиков: затраты на дизайнеров, технологов, экспериментальные образцы и прочие издержки производства берет на себя сам китайский изготовитель. Контроль качества ножей, управление логистическими цепочками, разработка новых моделей и модернизация старых, – все снова делает сам производитель, быстро и экономично. Он даже заботливо разместит на своих поварских ножах и упаковке ваш логотип – только продавай, и побольше, побольше! Если цель у дистрибутора просто продавать ножи и получать прибыль, то OEM производство ему крайне удобно.
Минусы тоже присутствуют. Производимый нож не уникален, и если национальный дистрибутор смело пошел на сотрудничество с китайскими производителями с собственной торговой маркой ножей, то ему очень повезет, если китайский завод далее продаст те же модели в другую страну. Поэтому одну и ту же модель китайского поварского ножа можно встретить под немецким, американским и даже японским брендом. Но намного чаще встречается ситуация, когда китайский производитель ориентирован сразу на группу стран. И если вы платежеспособный и надежный дистрибутор из США или Европы то ждите, – китайские бизнесмены уже идут к вашим конкурентам! Ведь если есть хороший рынок то надо создавать новые партнерства, которые будут конкурировать между собой, содействуя развитию «материнского» производства ножей из Китая. Если товар хорошо подходит какому-то рынку, то глупо класть все яйца в одну корзину, надеясь только на одного партнера. Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ, - как говорил Великий Кормчий.
ОДНА ИНДУСТРИЯ-ОДИН ГОРОД.
Сами же китайские производители строят свою ножевую отрасль всерьез и надолго, свидетельством чему являются появившиеся в последние годы ножи премиального сегмента. Это стратегически верный выбор. Поэтому такая продукция уже не пытается стыдливо мимикрировать под японский или немецкий нож, а содержит гордое упоминание о том, что он произведен в Китае. А тех, кто подходит к этим ножам с меркой образца 1990-х, сформированной по ножам из ларьков и развалов той непростой поры, испытывают изрядный когнитивный диссонанс при знакомстве с современным высокотехнологичным китайским ножом.
Современным китайским заводам по силам сделать нож в любой традиции: японской, немецкой, французской. Подобный набор обойдется покупателю всего в сотню долларов.
Крупнейший кластер по производству посуды и кухонной утвари расположен в нескольких городах провинции Гуандун. Эта уникальная экономическая особенность Китая известна как «одна индустрия - один город». Каждый из этих городов специализируется на производстве конкретного вида товаров. Крупнейший китайский центр производства ножей расположен в г.Янцзян, который сами китайцы именуют «городом ножей и ножниц». Большинство фабрик имеет в штате англоговорящих сотрудников, что свидетельствует о специализации на экспорте. В соседнем Юньфу производят столовые приборы и прочую посуду из нержавеющей стали. В Цзеяне сконцентрированы производители товаров из нержавеющей стали: кухонное оборудование и посуда.
Только Гуандуном производство ножей не ограничено. Крупным городом по производству товаров для кухни является Чаоань в провинции Ляонин, где сконцентрирована масса мелких фабрик. Они, в основном, работают с местными торговыми компаниями и часто предлагают более низкие цены для своих клиентов. Качество у них, как правило, намного уступает продукции предприятий Гуандуна. Отсюда и проистекает разница в восприятии китайских ножей, качество которых существенно зависит от места их производства.
Крупнейшие центры производства поварских и кухонных инструментов на территоиии провинции Гуандун.
Сегодня в Янцзяне и пригороде работает более 1500 производителей оборудования, ножей и ножниц, которые приносят ежегодную выручку, превышающую 30 млрд юаней. Это составляет 70% от общего объема производства ножей в КНР и 85% от объема китайского ножевого экспорта. По причине ориентации на избалованного внешнего покупателя в Янцзяне расположены наиболее передовые производства, освоившие технологии, ранее доступные только наиболее развитым японским производствам: трехслойный клинок, узорчатые обкладки, многоступенчатая автоматизированная доводка лезвия, цельнометаллические рукояти и многое другое. Тут создан подлинный «замкнутый производственный цикл», - от производства станков до упаковки готовых ножей с полным комплектом логистического обеспечения. Янцзян может похвастаться современным интеллектуальным оборудованием, центром технического тестирования, институтом отраслевых технологий, платформой для инноваций и многим другим. Предприятия Янцзяна внедряют автоматизацию и стандартизацию в стремлении гарантировать высочайшие потребительские свойства и обеспечить еще большую конкурентоспособность китайских ножей в мировом первенстве.
Набор в традиционном европейском стиле из 4-х ножей китайского производства.
С 2002 года тут ежегодно проводится крупнейшая в Юго-Восточной Азии международная выставка ножей и ножниц: более 4 000 гостей из 50 стран и регионов мира. Причем это не коммерческий междусобойчик по продаже штучных и серийных изделий. Выставка это мероприятие государственного значения, о чем свидетельствует список организаторов: Комиссия провинции Гуандун по экономике и информации, Китайская торговая палата импортеров и экспортеров металлов, минералов и химических веществ, Китайский совет по содействию международной торговле, Ассоциация производителей оборудования, а также префектура г.Янцзян.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
Вне зависимости от того, на чьей стороне будут ваши симпатии в столкновении этих гигантов ножевой отрасли, можно сказать, что это то самое первенство, выгоду от которой получают все участники. И, прежде всего, покупатели перед которыми конкурирующие производители щедро выкладывают свои новые наработки в области эргономики, дизайна и материалов. Ведь конкуренция это великий двигатель прогресса, плоды которого способны оценить и маститые повара, и обычные домохозяйки.