Почему Япония? Традиции изготовления японских ножей
Вряд ли кто-то назовет лук или меч традиционным оружием Японии. Катана! – вот что ассоциируется у нас с воинами этой страны. И, утверждая это, мы неправы: самурайские катаны в том виде, в каком они известны сейчас, появились относительно недавно, в эпоху Эдо, а японские оружейные традиции куда старше.
История японского клинка столь же блистательна, сколь и трагична, в чем мы предлагаем убедиться прямо сейчас.
Краткий экскурс в историю: как менялось холодное оружие Японии
В периоды Асука и Нара (VI – VIII вв.) японская культура только начинала отделяться от китайской и корейской, хотя те влияли на нее еще достаточно сильно. Постепенно формировался аутентичный японский стиль, в том числе в искусстве изготовления оружия. Полноценно самобытным оно стало только в эпоху Хэйан.
Хэйан (782 – 1184 гг.). Япония рвет отношения с материком и погружается в период внутренних войн между кланами. Почитаемые всеми слоями населения лук и копье начинают теснить тати – своеобразные «сабли» с узким клинком и длинной, на две-три ладони, рукоятью. Сырьем для изготовления клинков служит черный песок са-тэцу (почти чистая окись железа). Хэйан – отправная точка истории японского ножевого дела, и начинается оно именно с изготовления тати. В этот же период появляется косигатана – «прародительница» современной катаны.
Камакура (1185 – 1332 гг.). Двукратное нашествие монголов, неудачное лишь по стечению обстоятельств, заставляет японцев задуматься о создании более серьезного оружия. Так появляются икуби-киссаки – мощные тяжелые мечи с минимумом декора на рукояти и ножнах. Резко растет количество школ оружейного мастерства.
Намбокутё (1322 – 1391 гг.). Тати, чуть отодвинутые в сторону в прошлую эпоху, эволюционируют в кодати – полутораметровое оружие, увидеть которое можно у героя Тосиро Мифунэ в фильме Куросавы «Семь самураев». Появляются нагамаки – необычные мечи почти метровой длины, где рукоять лишь немного короче клинка. Японская «новинка» этой эпохи (кстати, ноу-хау мастеров Японии) – сякудо, обработанный медно-золотой сплав темного цвета.
Кадр из фильма «Семь самураев» (1954), реж. Акира Куросава. В руке Кикутиё (исп. Тосиро Мифунэ) – кодати, он же «полевой тати»
Муромати (1392 – 1572 гг.). Пожалуй, самое кровавое время японской истории и одновременно самый значимый для искусства изготовления мечей. Именно в период Муромати меч начинают называть «вместилищем духа» в противовес «бездушному» огнестрельному оружию, которое все активнее проникает в Японию. В это время катана окончательно формирует свой облик и выделяется в самостоятельный класс холодного оружия, а столицей ножевого ремесла становится город Секи (Сакаи).
Момояма (1573 – 1599 гг.). Короткий, но такой же яркий, как и предыдущий, период. В Японии узурпирует власть Тоётоми Хидэёси, выходец из крестьянской среды, властолюбивый и решительный человек: он запрещает в стране христианство, выдворяет миссионеров и устраивает знаменитую «охоту на катаны», которая получает в истории имя «катана-гари». Сотни и тысячи прекрасных клинков конфискуют и перековывают в скобяные изделия. Безоружный народ, как известно, безропотный народ; после изъятия у населения холодного оружия начинается длинный и спокойный токугавский период (Эдо).
Эдо (1603 – 1867). Сытая и мирная жизнь постепенно развращает Японию, возникают бандитские кланы, коррупция и культурный застой. В стране, где и без того назревают то ли реформы, то ли революция, появляются американцы с «предложением» наладить добровольно-принудительную торговлю. И экономика Японии рушится – в нее завозят некачественные импортные товары, а вывозят потрясающие произведения искусства, в том числе остатки прекрасного холодного оружия. Перед мастерами встает задача изготовления ювелирных украшений, изукрашенных ножен для посредственных клинков; секреты ножевого дела грозят уйти в небытие. Трагичным годом для искусства становится 1841-й – правительство Японии предписывает сильно снизить цены на оружие. Огромная часть мастеров уходит из ремесла и даже заканчивает жизнь самоубийством.
Упадок ножевого искусства и проблема сохранения секретов мастеров
Вторая половина XIX столетия и XX век условно делятся на периоды Мэйдзи (1868 – 1911 гг.), Тайсё (1912 – 1925 гг.), Сёва (1926 – 1988 гг.) и современный Хэйсэй (с 1989 г.). В контексте нашего рассказа нет смысла говорить о них отдельно, поскольку все изменения в искусство изготовления японского холодного оружия в эти периоды привносятся извне; что примечательно, все они однозначно негативные.
- В начале 1870-х запрещается ношение мечей и танто для самураев, сначала в порядке «добровольного отказа», затем принудительно.
- Вслед за этим оружие европеизируется – появляются довольные нелепые, по сравнению с традиционными японскими мечами, сабли; дедовские нихон-то (самурайские мечи) обрезают и перетачивают (!) на европейский манер.
- После Первой мировой войны правительство спохватывается, что страна теряет уникальные технологии, которыми успешно пользовалась более тысячи лет, и пытается восстановить хотя бы формы традиционных клинков; изготавливают их фабричным методом. Они показывают себя лучше, чем европейские сабли, но, конечно, не могут даже близко сравниться с экземплярами ручной работы.
- Вторая мировая война, казалось бы, забивает последний гвоздь в крышку гроба этого ремесла: американцы изымают более 600 000 клинков, из которых только две трети попадает в частные и музейные коллекции; треть (а это две сотни тысяч экземпляров) просто уничтожается, перековывается, теряется, выбрасывается в море. Соединенные Штаты Америки также запрещают производство холодного оружия на территории Японии.
Все ли потеряно? Кажется, что да. Но японские мастера, желая во что бы то ни стало сохранить искусство (секреты которого, кстати, никогда не записывались, а передавались устно от наставника лучшему ученику), находят выход.
Япония начинает массовое производство кухонных ножей, и «распробовавшие» их первыми американцы буквально силой выманивают японцев на мировой рынок.
Традиции производства холодного оружия при изготовлении японских кухонных ножей
- Первое, что выхватывает взгляд даже новичка, сравнивающего японский и европейский кухонные ножи, – отличие в форме клинка. Не будем забывать, что нож, который сейчас служит мирным целям, – это дитя настоящего боевого оружия, быстрого и хищного. Поэтому обух того же сантоку, в отличие от обуха европейского ножа шеф-повара, опускается к режущей кромке, делая его похожим на топорик, которым можно так славно и резво нарубить зелень и овощи. В традициях мастеров Европы такого нет – почти все они, наоборот, поднимают режущую кромку к обуху, делая ее менее пригодной для рубки (хотя и более безопасной для повара).
- Структуру клинка кухонный инструмент тоже перенял от оружия, сделанного по технологии Kasumi: в основу кладется тонкий лист твердой высокоуглеродистой стали (марки до 62 HRC, в отличие от европейской максимальной 58 HRC), которая оборачивается более мягкой сталью. Смысл такой технологии в том, чтобы сточить мягкую поверхность с одной стороны, сделав тонкую и твердую сердцевину режущей кромкой; вторая обкладка защищает середину от коррозии и деформаций. Благодаря этому японский нож служит в несколько раз дольше европейского; если для боевого оружия была критична способность долго держать заточку и не корродировать, то сейчас это просто приятное удобство.
- Японские мастера всегда обращали внимание на второстепенные детали оружия: в данном случае не только на клинок, но и на рукоять. Достаточно узкая и длинная, она удобна для любого хвата и не позволяет утомляться даже небольшим и слабым рукам.
Более ни у одного ножа в мире нет такой красивой и веской родословной, как у японского кухонного ножа; он стал наследником холодного оружия, которое совершенствовалось более тысячи лет. И то, что мы теперь имеем возможность заиметь на своей кухне такой шедевр и работать с его помощью каждый день, просто здорово.