История кукри
Непальские кукри
Интерес к непальским ножам кукри вызван как их легендарной историей, так и функциональностью. Кукри используют в качестве туристического ножа, берут на охоту. Он заменяет мачете, нож и топор — с ним можно пойти в лес, срубить для палатки пару кольев, развести костер, разрубить дерево, почистить рыбу и т.д. Кроме того, эти ножи не попадают в нашей стране под определение «холодного оружия».
Достаточно долго тематика уставных и произвольных моделей, используемых в годы двух мировых войн и бесчисленного количества мелких вооруженных конфликтов XX века, интересовала лишь небольшой круг коллекционеров. Ситуация изменилась в последние годы, когда непальскими производителями было налажено производство достаточно точных реплик служебных моделей прошлых лет, на примере которых перед нами проходит эволюция этого овеянного ратной славой клинка.
Тем не менее, английская военная педантичность и тут проявила себя в полной мере. Сегодня можно говорить о четырех базовых образцах кукри, которые принято на военный манер именовать «марк», добавляя порядковый номер: Mk I, Mk II, Mk III и Mk IV. Пускай отдельные модели каждой из этих групп и отличались между собой в деталях, однако каждый уставной образец обладал специфическими, присущими только ему чертами.
Отношение к «уставным» моделям самих гурков было непростое. Ими активно пользовались, но из побывки на родине доблестный гурка, как правило, возвращался с «авторской» моделью, которую берег и с которой шел в бой. Штатным же моделям сполна доставалась вся «грязная» работа по обустройству скромного быта стрелка в суровых военных походах. И сегодня у гуркских стрелков есть не менее двух кукри: парадная и повседневная модель.
В период 1901 — 1905 гг. отряды гурков были переформированы в 10 регулярных стрелковых полков. В их составе более ста тысяч гуркских пехотинцев приняло участие в Первой мировой войне, сражаясь за интересы британской короны во Франции и Месопотамии, в Персии и на Суэцком канале, в Палестине, Галиполи и Салониках. Именно в этот период появились и первые уставные модели кукри.
Самая первая модель Mk I производилась примерно с 1903 по 1915 год. Основной объем производства пришелся на первые годы Первой мировой войны: 1914 — 1915. В сравнении с прочими уставными моделями сегодня Mk I является наиболее редкой.
При общей длине 330-360 мм Mk I обладала умеренным весом — от 650 до 950 граммов. Отличительная черта Mk I — это широкий листовидный клинок с полукруглым обухом и сквозной всадной монтаж деревянного черена с креплением на резьбовом соединении под фасонную «оружейную» гайку. Стальной затыльник отсутствовал. Рукояти были достаточно короткими и имели оковку черена. Обтянутые кожей ножны выполнялись из древесины и имели на лицевой стороне характерный прямоугольный выступ, обеспечивающий надежную посадку в армейскую «лягушку» — брезентовый подвес на шнуровке с двумя лопастями для ношения на поясном ремне. Наконечник оковывался металлом — сталью или латунью.
Объемы выпуска Mk II исчисляются тысячами. Большинство Mk II было произведено уже в годы Второй мировой войны, когда количество гуркских батальонов достигло 55 при общей численности в 250 тысяч человек. Помимо несения службы в Индии, гурки воевали с немцами и их союзниками в Сирии, Северной Африке, Италии, Греции, сражались против японцев в Сингапуре и на Бирме.
С учетом стратегического характера цветных металлов, прибор черена Mk II выполнялся только из стали. Бронза встречается лишь на редких частных заказах. Форма ножен и клинка существенных изменений не претерпела, а вот рукоять преобразилась: стала длиннее и удобнее. Изменился и способ её монтажа: в целях повышения надежности очертания хвостовика повторяли форму черена. Сам черен стал клепаным: пара деревянных плашек крепилась двумя стальными заклепками и оснащалась стальным затыльником (чапри) и оковкой (каньжо) со стороны клинка. Ножны моделей Mk II, используемых в ходе операций в Юго-восточной Азии, зачастую оснащались дополнительным брезентовым чехлом.
Общая длина моделей Mk II сократилась до 260-300 мм. За счет увеличения толщины клинка общий вес изменений не претерпел, оставаясь в пределах от 600 до 800 граммов. В настоящее время реплики подобных моделей широко производят в Непале под названием WW 2 Replica, Gurkha Issue 2nd и др.
Гуркские части защищали независимость иных молодых государств и от внешних агрессоров, и от внутренних экстремистов всех мастей. Так, 9 апреля 1949 года власти Сингапура для службы в местной полиции набрали контингент бывших военнослужащих-гурков, который сегодня достигает 2 тысяч человек. Власти султаната Брунея также привлекли ветеранов британской армии в подразделение, насчитывающее 2 тысячи гурков. Оно является гарантом стабильности в этой нефтедобывающей стране. Большое количество гурков обосновалось в Гонконге, где они служат в местной полиции.
Именно в 1950-х, по заказу национальных сил поддержки правопорядка, началось изготовление моделей типа Nepal Police, COMBAT и других для полицейских и специальных частей гурков. Поговаривают, что если гурка-полицейский проваливает экзамен по стрельбе, то он в наказание несет службу только с кукри. Пистолет не возвращают, пока тот не исправит оценку на положительную. Однако вернемся к армейским моделям.
Опытные модели Mk III появились в частях гурков в феврале 1943 года как ответ на резко возросший спрос. Массовое производство было налажено уже в 1944 году. С подачи англичан эта модель включена в номенклатурную систему стран НАТО под индексом NSN 1095-99-962-0535.
От своих предшественников модель отличается достаточно технологичным монтажом черена: на двух стальных заклепках, без прибора (каньжо). На обухе этой модели появился характерный угол в районе начала дола. Модель выпускается до настоящего времени в нескольких типоразмерах, вес которых варьируется от 550 до 750 граммов.
Они выполняются в двух вариантах: парадный кукри, с полированным прибором и лаковыми ножнами, и повседневный, выполненный скромно и функционально. Ножны обеих моделей оснащаются кармашками для вспомогательных инструментов — карда и чакмака. Монтаж черена из рога буйвола всадной, прибор выполняется из латуни. Разница между парадной и повседневной моделями лишь в уровне отделки. Но хотя клинок парадных Mk IV хромируется, а прибор полируется до блеска, было бы большой ошибкой считать, что караульный гуркский стрелок, охраняющий Букингемский дворец или Виндзорскую резиденцию королевы, вооружен нефункциональным блестящим сувениром. Сами же непальские производители уверены, что тема армейского кукри себя еще до конца не раскрыла. Доказательством тому служат модели, изготовленные для многочисленных миротворческих и гуманитарных операций последних лет, в которых гурки продолжают играть видную роль. Это KH-Marsha II или Rojwal, «Освобождение Ирака», «Афганистан» и многие другие. Так что последняя глава в истории этого овеянного ратной славой клинка еще не написана.
Интерес к непальским ножам кукри вызван как их легендарной историей, так и функциональностью. Кукри используют в качестве туристического ножа, берут на охоту. Он заменяет мачете, нож и топор — с ним можно пойти в лес, срубить для палатки пару кольев, развести костер, разрубить дерево, почистить рыбу и т.д. Кроме того, эти ножи не попадают в нашей стране под определение «холодного оружия».
КУКРИ НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
О гурках написано немало: за непальскими стрелками издавна закрепилась репутация дисциплинированных и отважных воинов, сделавших своим лозунгом крылатую фразу «Лучше погибнуть, чем прослыть трусом». В британской колониальной классификации гурки были отнесены к «воинственным расам», которых отличает агрессивность в бою, храбрость, преданность, самодостаточность, физическая сила и способность тяжело работать долгое время. Значительно меньше внимания уделено тому, какие же кукри использовались этими прославленными воинами на протяжении неспокойного XX века.Достаточно долго тематика уставных и произвольных моделей, используемых в годы двух мировых войн и бесчисленного количества мелких вооруженных конфликтов XX века, интересовала лишь небольшой круг коллекционеров. Ситуация изменилась в последние годы, когда непальскими производителями было налажено производство достаточно точных реплик служебных моделей прошлых лет, на примере которых перед нами проходит эволюция этого овеянного ратной славой клинка.
ЧЕТЫРЕ ПОКОЛЕНИЯ
Значительное количество армейских кукри, прошедших горнило войн, приобреталось ограниченными партиями по заказу частей и отдельных подразделений непальских стрелков. Этим и объясняется достаточно широкое видовое разнообразие служебных моделей. Об их принадлежности к табельным образцам зачастую свидетельствуют только специальные клейма и иная маркировка, наносимая на клинок и, реже, на обух или стальной затыльник рукояти. Практика использования фамильных клинков или исполненных на заказ известными непальскими кузнецами-ками получила также широкое распространение у офицеров и унтеров непальских стрелков.Тем не менее, английская военная педантичность и тут проявила себя в полной мере. Сегодня можно говорить о четырех базовых образцах кукри, которые принято на военный манер именовать «марк», добавляя порядковый номер: Mk I, Mk II, Mk III и Mk IV. Пускай отдельные модели каждой из этих групп и отличались между собой в деталях, однако каждый уставной образец обладал специфическими, присущими только ему чертами.
Отношение к «уставным» моделям самих гурков было непростое. Ими активно пользовались, но из побывки на родине доблестный гурка, как правило, возвращался с «авторской» моделью, которую берег и с которой шел в бой. Штатным же моделям сполна доставалась вся «грязная» работа по обустройству скромного быта стрелка в суровых военных походах. И сегодня у гуркских стрелков есть не менее двух кукри: парадная и повседневная модель.
ДЛЯ ИДЕАЛЬНОГО ПЕХОТИНЦА
Британскому фельдмаршалу Уильяму Слиму принадлежат слова: «Господь создал гурков как идеальных пехотинцев и стрелков — храбрых, стойких, терпеливых, легко приспосабливающихся, искусных в маскировке, испытывающих гордость за свою военную историю, отвечающих преданностью. К этому можно добавить честность в словах и делах, безупречный строй, бодрый дух. Я всегда испытывал большое удовлетворение от службы с солдатами-гурками».В период 1901 — 1905 гг. отряды гурков были переформированы в 10 регулярных стрелковых полков. В их составе более ста тысяч гуркских пехотинцев приняло участие в Первой мировой войне, сражаясь за интересы британской короны во Франции и Месопотамии, в Персии и на Суэцком канале, в Палестине, Галиполи и Салониках. Именно в этот период появились и первые уставные модели кукри.
Самая первая модель Mk I производилась примерно с 1903 по 1915 год. Основной объем производства пришелся на первые годы Первой мировой войны: 1914 — 1915. В сравнении с прочими уставными моделями сегодня Mk I является наиболее редкой.
При общей длине 330-360 мм Mk I обладала умеренным весом — от 650 до 950 граммов. Отличительная черта Mk I — это широкий листовидный клинок с полукруглым обухом и сквозной всадной монтаж деревянного черена с креплением на резьбовом соединении под фасонную «оружейную» гайку. Стальной затыльник отсутствовал. Рукояти были достаточно короткими и имели оковку черена. Обтянутые кожей ножны выполнялись из древесины и имели на лицевой стороне характерный прямоугольный выступ, обеспечивающий надежную посадку в армейскую «лягушку» — брезентовый подвес на шнуровке с двумя лопастями для ношения на поясном ремне. Наконечник оковывался металлом — сталью или латунью.
С УЧЕТОМ БОЕВОГО ОПЫТА
Образцы модели Mk II появились в непальских частях в конце 1915 года как результат доработки Mk I. Удачный дизайн, надежность и функциональность позволили ей оставаться на снабжении практически по середины 1940-х годов.Объемы выпуска Mk II исчисляются тысячами. Большинство Mk II было произведено уже в годы Второй мировой войны, когда количество гуркских батальонов достигло 55 при общей численности в 250 тысяч человек. Помимо несения службы в Индии, гурки воевали с немцами и их союзниками в Сирии, Северной Африке, Италии, Греции, сражались против японцев в Сингапуре и на Бирме.
С учетом стратегического характера цветных металлов, прибор черена Mk II выполнялся только из стали. Бронза встречается лишь на редких частных заказах. Форма ножен и клинка существенных изменений не претерпела, а вот рукоять преобразилась: стала длиннее и удобнее. Изменился и способ её монтажа: в целях повышения надежности очертания хвостовика повторяли форму черена. Сам черен стал клепаным: пара деревянных плашек крепилась двумя стальными заклепками и оснащалась стальным затыльником (чапри) и оковкой (каньжо) со стороны клинка. Ножны моделей Mk II, используемых в ходе операций в Юго-восточной Азии, зачастую оснащались дополнительным брезентовым чехлом.
Общая длина моделей Mk II сократилась до 260-300 мм. За счет увеличения толщины клинка общий вес изменений не претерпел, оставаясь в пределах от 600 до 800 граммов. В настоящее время реплики подобных моделей широко производят в Непале под названием WW 2 Replica, Gurkha Issue 2nd и др.
РАСПАД ИМПЕРИИ
Вторая мировая война спровоцировала распад Британской империи. Британская Индия разделилась на Индию и Пакистан. При этом 6 гуркских полков присоединились к индийской армии, а 4 — к британской. Британские полки гурков сокращались, в то время как индийские наращивали свою численность, достигнув 12-ти батальонов. В составе вооруженных сил Индии сегодня насчитывается около 100 тысяч гуркских стрелков.Гуркские части защищали независимость иных молодых государств и от внешних агрессоров, и от внутренних экстремистов всех мастей. Так, 9 апреля 1949 года власти Сингапура для службы в местной полиции набрали контингент бывших военнослужащих-гурков, который сегодня достигает 2 тысяч человек. Власти султаната Брунея также привлекли ветеранов британской армии в подразделение, насчитывающее 2 тысячи гурков. Оно является гарантом стабильности в этой нефтедобывающей стране. Большое количество гурков обосновалось в Гонконге, где они служат в местной полиции.
Именно в 1950-х, по заказу национальных сил поддержки правопорядка, началось изготовление моделей типа Nepal Police, COMBAT и других для полицейских и специальных частей гурков. Поговаривают, что если гурка-полицейский проваливает экзамен по стрельбе, то он в наказание несет службу только с кукри. Пистолет не возвращают, пока тот не исправит оценку на положительную. Однако вернемся к армейским моделям.
НОЖ НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ
Рост численности частей гурков в годы Второй мировой войны послужил причиной существенного изменения дизайна штатного кукри. Массовое производство повлекло широчайшее применение машинных методов их изготовления, упрощение дизайна и удешевление используемых материалов.Опытные модели Mk III появились в частях гурков в феврале 1943 года как ответ на резко возросший спрос. Массовое производство было налажено уже в 1944 году. С подачи англичан эта модель включена в номенклатурную систему стран НАТО под индексом NSN 1095-99-962-0535.
От своих предшественников модель отличается достаточно технологичным монтажом черена: на двух стальных заклепках, без прибора (каньжо). На обухе этой модели появился характерный угол в районе начала дола. Модель выпускается до настоящего времени в нескольких типоразмерах, вес которых варьируется от 550 до 750 граммов.
ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
В конце 1950-х — начале 1960-х на сцене истории появилась модель Mk IV. Эти кукри известны под акронимами BAS (British Army Standard) или BSI (British Service Issue), хотя используются и британской, и непальской армиями. Появление их на снабжении частей гурков объясняется перевооружением на скорострельные автоматические образцы ручного оружия. Огневая поддержка артиллерии и авиации, а также выросшая огневая мощь самих подразделений гуркских стрелков превратили кукри из оружия последнего шанса в универсальный нож для оборудования боевых позиций и стоянок. Mk IV стал компактнее и легче — от 500 до 600 граммов при общей длине 260-280 мм.Они выполняются в двух вариантах: парадный кукри, с полированным прибором и лаковыми ножнами, и повседневный, выполненный скромно и функционально. Ножны обеих моделей оснащаются кармашками для вспомогательных инструментов — карда и чакмака. Монтаж черена из рога буйвола всадной, прибор выполняется из латуни. Разница между парадной и повседневной моделями лишь в уровне отделки. Но хотя клинок парадных Mk IV хромируется, а прибор полируется до блеска, было бы большой ошибкой считать, что караульный гуркский стрелок, охраняющий Букингемский дворец или Виндзорскую резиденцию королевы, вооружен нефункциональным блестящим сувениром. Сами же непальские производители уверены, что тема армейского кукри себя еще до конца не раскрыла. Доказательством тому служат модели, изготовленные для многочисленных миротворческих и гуманитарных операций последних лет, в которых гурки продолжают играть видную роль. Это KH-Marsha II или Rojwal, «Освобождение Ирака», «Афганистан» и многие другие. Так что последняя глава в истории этого овеянного ратной славой клинка еще не написана.