Острый зажим для солидных господ.
Зажимы для денег, выполненные в виде небольшого ножа, обрели популярность в США к середине ХХ века. Но самые интересные модели производят в Японии, где их ношение совсем не приветствуется. Как это случилось?
ДЕНЬГИ ИЗ БУМАГИ
Возникновение бумажных денег связано с появлением двух технологий: производства бумаги и печатного дела. Примерно в V веке до н.э. всё необходимое для рождения нового «всеобщего эквивалента» уже имелось в древнем Китае. В I веке до н.э. там получили хождение деньги из шкурок белых оленей в виде четырехугольных пластинок с особыми знаками и печатями. Эти «банкноты» были обязательны к приему в качестве средства платежа под страхом смертной казни. Ей же каралась и их подделка.
Официальной датой появления бумаги принято считать 105 г. н.э., когда придворный евнух Цай Лунь представил доклад императору Хэ-ди об изобретенной им технологии производства особо прочной бумаги, которая могла бы использоваться для оформления важных документов. К тому времени для массового изготовления амулетов и религиозных текстов уже вовсю использовались вырезанные из дерева и камня печатные доски.
В 1023 г. китайское правительство начинает выпускать банкноты различных номиналов. Во избежание подделки бумажные деньги, выпускавшиеся в провинции Сычуань в 1107 г., были напечатаны в трех цветах: черном, красном и синем, на каждой банкноте стояли печати эмитентов и конфиденциальные отметки. Каждая содержала изображения зданий, деревьев и людей. Так что самый первый государственный резервный банк тоже родом из Китая. В XIII-XIV веках бумажные деньги стали главным средством денежного обращения в империи. В Старом и Новом свете банкноты появились значительно позже: в США – в конце XVII века, во Франции и Англии — в начале XVIII века, а в Австрии и Пруссии – в середине. Зато в Новом свете впервые появилась особая разновидность средств для их ношения.
Клипса дня денег: очень по-американски.
УДОБНЫЙ АКСЕССУАР.
Американцы – люди прагматичные. Многие для ношения денег предпочитают изящную металлическую скобу толстым кошелькам и массивным портмоне. Считается, что придумали её еще в Великобритании для нужд аристократии XIX века. Английский джентльмен вел активный образ жизни: совершал пешие прогулки, ездил верхом, занимался спортом. Зажим для денег, крепивший их внутри одежды, прекрасно решал вопрос наличие при себе небольшой суммы на мелкие текущие расходы, а также, попутно, подстраховывал владельца от активности вездесущих карманников.
Клипса для банкнот из 14-ти каратного золота работы голливудского ювелира Уильяма Русера, принадлежавшая 34-му президенту США Дуайту Дэвиду Эйзенхауэру, подаренная ему в 1950-х любителями гольфа из престижного загородного клуба Бель-Эйр в окрестностях Лос-Анджелеса.
Высшие круги американского общества с удовольствием переняли этот британский аксессуар примерно в начале ХХ века. Первоначально он представлял собой миниатюрный зажим, отделанный кожей или тканью, но вскоре избавился от «обложки», превратившись в металлическую скобу с разнообразным декором. К середине ХХ века зажим для денег обрел популярность и у среднего класса, превратившись в недорогой и популярный представительский подарок, деловой сувенир и модный аксессуар. Его заказывали с определенной символикой военнослужащие и члены спортивных клубов, украшали своей рекламой производственные компании и коммерческие структуры.
Известная производством зажигалок фирма Zippo брендировала под себя заказанные в Японии клипсы и складные ножи с клипсами.
В начале ХХ века в США все еще был популярен лозунг о том, что настоящий джентльмен не может покидать свой дом без головного убора, начищенной до блеска обуви и ножика в кармане. Надо пояснить, что представлял собой тот нож джентльмена и чем он отличался от ныне модных ножей повседневного ношения, или как их именуют в США, EDC – “every day carry”. Нож джентльмена не предусматривал возможность нарезать закуску для употребления горячительных напитков в ближайшем парке в компании еще двух джентльменов. И уж, конечно, это не было средство самообороны джентльмена от внезапно напавшего на него в плохо освещенном переулке не джентльмена.
Классический нож-зажим проектировался с расчетом преимущественно на маникюрное применение.
Это был плоский складной нож, не превышающий в транспортном положении размера среднего пальца его владельца. Его основное предназначение – уход за ногтями. Как писал наш бессмертный классик, «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Поэтому главным инструментом этого ножа была пилочка для ногтей и, реже, портативные ножницы. Вторым по значимости предметом был тонкий и узкий клинок, используемый для вскрытия корреспонденции, резки бумажной упаковки и очинки карандашей.
Производимый в Японии для американской фирмы Kershaw «джентльменский» нож-клипса с подпружиненным фиксатором мелких монет.
Доподлинно неизвестно, кому первому пришла в голову идея скрестить между собой карманный ножик и клипсу для денег, однако результат оказался неплох. Небольшой нож перестал теряться и рвать карманы, а клипса обрела дополнительную функциональность. Уже в третьей четверти ХХ века «гибридный» дизайн ножа-клипсы обрел в США высокую популярность, а брендированные модели заказывались для продвижения таких международных товарных марок как Макдональдс, Зиппо, Харли Дэвидсон. Их поставщики, ищущие возможность получить максимум качества за минимум денег, быстро обратили свои взоры на Японию, производители которой уже тогда умели удивлять ценой и качеством своей продукции. Дошло до того, что в Японии начала размещать заказы на ножи с клипсами одна из старейших ножевых фирм Barlow, отмеченная ещё в произведении Марка Твена «Приключения Тома Сойера».
Заказанная в Японии фирмой Barlow модель ножа-клипсы для американского машиностроительного гиганта, компании John Deere, выпускающей сельскохозяйственную, строительную и лесозаготовительную технику.
Впрочем, зоной экспериментов выступали и иные карманные устройства – держатели для монет и пластиковых карт, карманные часы, инструменты для обрезки сигар, ключи, отвертки и даже USB-накопители. Правда, в этих экспериментах сегодня участвуют уже преимущественно производители из Китайской Народной Республики. Поэтому вернемся в Китай тысячелетней давности.
Keyclip от фирмы Left Field Design являет собой ключницу с флэшкой на 8/16 Gb , консервным ножом, клипсой для купюр и держателем для пластиковых карточек.
БУМАГА И ОТТИСК
Во времена династии Тан (618 - 907 гг.) в Китае стал широко применяться ксилографический способ печатания. Бумагу с написанными на ней тушью иероглифами и рисунками прикладывали к деревянной доске, покрытой пастой риса, хорошо впитывающей тушь. С неокрашенной части оттиска острым резцом срезался тонкий слой древесины. При печатании рельефно выступающие иероглифы и рисунки смачивались тушью при помощи специальной щетки, после чего к доске прикладывали листы бумаги, производя нужное количество оттисков. Сделав с основной доски дополнительные доски-копии, можно получить многоцветный оттиск, последовательно прикладывая бумагу согласно нанесенной разметки к дополнительным матрицам, окрашенным тушью разных цветов.
Попав в VIII веке на японские острова, эта техника цветной печати дожила до наших дней практически без изменений под названием «Укиё-э». В период Эдо (1603—1868) такая гравюра несла утилитарную функцию: иллюстрировала беллетристику, рекламировала актеров театра кабуки и услуги обитательниц «веселых кварталов». Сам термин в переводе с японского означает «картины плывущего мира». Он пришел из буддизма, где этим понятием обозначали изменчивость, мимолетность окружающей действительности. Именно «картины плывущего мира» легли в основу выпущенной в 2016 году эксклюзивной серии ножей Ukimon с зажимами для банкнот от японской фирмы G.Sakai. Этой серией фирма подчеркивает глубокое уважение к национальной традиции ксилографии «Укиё-э». Сама же форма ножа обусловлена давней работой фирмы на американский рынок: именно тут производились многие модели для фирм Spyderco, Al Mar, Cold Steel, Ranger и других.
НОВАЯ ЯПОНСКАЯ КЛАССНКА.
Фирма G.Sakai начала свою историю в 1958г. под названием Sakai Hamono. Оценив потенциал американского рынка, японская администрация начала плотное сотрудничество с североамериканскими коллегами, которое вылилось в 1977 г. в совместный проект японцев из Sakai и американцев из Gerber на модернизированной по последнему слову техники фабрике в городе Секи, получившей в ознаменование сотрудничества название «Gerber Sakai». Сотрудничество было успешным, но не слишком долгим. Уже в 1982 г. фирма Gerber вышла из совместного проекта. С тех пор фирма носит название G.Sakai, продвигая на мировом рынке оригинальные ножей великолепного качества и собственной разработки.
Декор рукоятей серии Ukimon выполнен светоотверждаемыми холодными эмалями. Они представляют собой смесь диметакрилатов, керамики, инициаторов фотополимеризации, стабилизаторов и пигментов. Эмаль сродни полимерам, которые используется для выращивания трехмерных моделей на печатающих 3D-установках. Такие эмали широко применяются в ювелиром деле: они пластичны и прочны, отлично накладываются на любые стали и сплавы, в т.ч. даже на неметаллические поверхности,. Именно последовательное нанесение разноцветных эмалей на поверхность рукоятей рождает сходство декора ножей со знаменитой техникой «Укиё-э».
Сюжеты копируют популярные гравюры «Цветение сакуры», «Свиристель на цветущей камелии», а также знаменитые пейзажи классиков: «Заснеженный «Золотой павильон» Кинкаку-дзи» работы Хасуя Кавасэ, а также «Красная Фудзи» и «Большая волна в Канагаве» из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» (1830-1832) японского художника Кацусики Хокусая.
Модели имеют клинки двух разновидностей: из стали Такефу VG10, а также из ламината с VG10 в середине в обрамлении художественных обкладок из 31 слоя хром-никелевых сплавов с ногчением, стилизованным под форму японского меча.
Нож G.Sakai серии Ukimon с пейзажем Хасуя Кавасэ «Заснеженный «Золотой павильон» Кинкаку-дзи» получил высочайшую оценку в апреле 2017 года в итальянском Милане на выставке дизайна, посвященной мастерам города Секи (префектура Гифу) «Casa Gifu II».
ФЛОРИСТИКА НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ.
Вышедшая на международный рынок в 2000 году серия ножей MCUSTA, другого производителя ножей из города Секи, Marusyo Industry Co, также не осталось незамеченным. Ножи MCUSTA являются крайне удачным примером слияния японских традиций ручной работы и передовых технологий ножевой индустрии, сочетающих авторский подход к дизайну с достаточно скромной ценой и отличной функциональностью. Использование систем трехмерного моделирования (3D.CAM), станков высокоскоростного фрезерования и лазерного раскроя предоставило японским дизайнерам уникальные возможности по воплощению самых смелых замыслов.
Складные малогабаритные ножи-клипсы серии Kamon это необременительный нож повседневного ношения. Элементом декора серии, в честь которой она и получила свое название, является т.н. знак «камон», фамильный герб известных исторических личностей: японской аристократии и самураев (буси). В Японии насчитывается более 25 000 гербов, которые в древности использовались на воинских знамёнах, а также для украшения шлемов и доспехов. К концу XVII века закрепляется ставшая классической форма камон, заключённого в круг, в которой широко используется символика цветов (флюрографика).
Нож зажим для купюр MC-81 серии Kamon украшен стилизованным цветком мальвы и имеет клинок стреловидной формы из стали AUS8, закаленной до HRC 57-60. Прочная рукоять из нержавеющей стали 420J2 оснащена надежным фиксатором клинка, а её загнутая часть формирует мощную клипсу для денежных купюр.
На рукояти модели MC-81 изображен стилизованный цветок мальвы, герб рода Токугава, японских сегунов, правивших Страной восходящего солнца на протяжении эпохи Эдо (1603-1868) и символизирующий долговечность. Рукоять MC-82 украшает цветок колокольчика, символизирующий ответственность и постоянство, герб возвысившегося в XVI веке военного клана Акэти. На модели MC-84 изображен стилизованный цветок глицинии, герб могущественного семейства японских регентов Фудзивара периода Хэйан (794 -1185 г.г.), символ здоровья и выносливости.
Японские ножи-клипсы за долгие десятилетия производства доказали высокое качество и функционализм. Ознаменовавший последние годы переход производителей к национальной тематике в отделке и украшении ножей прекращает их из удобного и стильного аксессуара в предмет прикладного искусства, достойный коллекционирования и восхищения.