Dew Hara
Дью Хара: на рубеже традиций
По японским меркам, Дью Хара (Dew Hara) –мастер молодой, едва перешагнувший 40-летний рубеж. Но возраст таланту не помеха. Хотя Дью и стал профессиональным изготовителем авторских ножей лишь в 2013 году, но практически сразу о нем заговорили как о ярком и самобытном авторе городских ножей «тактической» направленности. Ведь в ножах Дью удивительным образом переплелись национальная японская традиция с актуальными западными трендами.
Два учителя.
Фамилия Хара хорошо известна всякому, мало-мальски знакомому с авторским изготовлением ножей. Прославил ее Кодзи Хара (Koji Hara), один из основоположников этого направления на японских островах, популярность которого давно перешагнула пределы Японии.
С малолетства помогавший отцу в мастерской, Дью терзался вопросом: идти ли по стопам родителя или добиваться всего в жизни самому? Амбиции победили: юноша уехал в США, получил там образование и 12 лет проработал веб-дизайнером. Но уроки мастерства, преподанные отцом, и любовь к ножам взяли верх. Уже в Америке Дью устраивается на работу к другой легенде авторского производства ножей и основателю компании Майкотэк (Microtech) – Энтони Марфионе. Именно Марфионе сыграл решающую роль в решении Дью сменить род деятельности и посвятить себя изготовлению ножей.
Более разных по стилю учителей, чем Кодзи и Энтони трудно себе представить. Узнаваемость стиля Кодзи Хара в использовании мозаичных рукоятей из красочных глянцевых материалов, изящные инкрустации, высокие рельефы и растительные контуры, излюбленным из которых является стебель бамбука.
Ножи Марфионе это хищные по форме и минималистичные по сути образцы техно-арта, зачастую с ярко выраженной милитаристической стилистикой. Лаконичный «тактический» дизайн и высочайший уровень исполнения механизмов ножей сделали их своего рода иконой стиля американского тактического ножа.
Но, не смотря на всю непохожесть своих стилей, мастера сотрудничают. И даже выпустили в свет в 2015 году довольно успешный совместный проект «Closer»: тактический «флиппер» Энтони, избыточную хищность которого Кодзи удалось приглушить стильными украшенными накладками в виде двух скрещенных стеблей бамбука.
Впрочем, вернемся к Дью.
Свой путь.
Из Америки Дью вернулся другим человеком. Он будет делать ножи! Какие? Ну конечно, самые современные и актуальные – тактические!
Экстремальности дизайна первой же собственной модели Дью Хара не постеснялся бы и сам Тони Марфионе Модель «Ной» (Noah) несла в себе все родовые признаки современного высокотехнологического авторского «тактика»: хищный клинок «американского танто» с фальшлезвиями и вогнутой режущая кромка, пушечный флип, стальные плашки и фрезерованные дюралевые накладки со скромным декором в виде вставок из углеволокнита, делающих рукоять похожей на легендарный ковчег. Яркий дизайн, великолепное исполнение, высокие оценки коллег и… весьма вялый интерес со стороны коллекционеров и любителей. В чем дело? Кто подскажет? Конечно, отец.
Кодзи рассказал сыну, как будучи еще малоизвестным мастером, возил в середине 1990-х на американские шоу свои ножи. Конечно же, в модном американском стиле. Ножи продавались плохо. В один особо неудачный день Кодзи оставил свой столик и пошел посмотреть коллекции прочих экспонентов в поисках вдохновения. Там-то взгляд и зацепился за катаны работы американского мастера Скота Слободяна. Машинально отметив высокий уровень отделки, Кодзи тотчас подумал, что в Японии такой меч ни один серьезный коллекционер никогда бы не купил. И тут его озарило. Востребованность автора – это не только безупречное качество и актуальный дизайн, но и яркая самобытность его произведений.
Дью быстро усвоил урок родителя.
Элегантный «тактик»
Послеловавшие за «Ноем» модели Дью Хара демонстрируют становление действительно самобытного мастера, в основе творчества которого лежат «городские» складные ножи нового поколения. В их оформлении наблюдается уход от милитаристических дизайнов отделки рукояти в направление функционального декора, лаконичного, но крайне выразительного.
До недавнего времени эргономика рукояти ножа жила отдельно от его художественной отделки. От ножа с художественной отделкой особой функциональности не требовалось в принципе: стоимость украшенного «полочника» от автора с именем уверенно страхует его от любого практического применения. Функциональный «тактик», напротив, традиционного оформляется как грозный вояка, главными украшениями которого, как известно, являются следы ранений и шрамы.
А почему не сделать удобный и хорошо лежащий в ладони нож еще и красивым? – задался вопросом Дью. И сделал. Так на моделях Ичи (Ichi) и Ни (Ni) появился высокий рельеф резьбы на притинах, которые обеспечивает лучшее удержание рукояти ладонью. Декоративные накладки и художественная фрезеровка также служат целям улучшения эргономики. Добавьте к этому великолепный клинок из современных высокоуглеродистых коррозионностойких сталей и отлично собранный механизм: вот и новый бестселлер, раскупаемых на выставках как горячие пирожки.
Сегодня Тоджиро имеет честь предложить российским любителям великолепные по красоте и функционализму городские ножи одного из наиболее многообещающих японских мастеров.